Вход

Просмотр полной версии : От ИРИСА до Фотошопа


Влад
02.04.2011, 17:50
В моей подписи записан почтовый ящик. Время от времени я получаю письма с просьбой помочь в обработке астрофотографий. И хотя я далеко не гуру и мой опыт весьма скромный, но даже он иногда помогает. Я решил в этой теме описать процесс получения и обработки. В будущем, чтобы не повторяться, просто дам ссылку.

Считаем, что флэты, биасы (оффсеты), дарки и лайты сделаны правильно и в необходимом количестве.
1. Первым делом открываем программу ИРИС.
2. Заходим в Меню - Файл - Установки.
3. Указываем папку, в которой программа будет сохранять все файлы, и устанавливаем расширение. Раньше я работал с *.pic, теперь делаю *.fit.
4. Устанавливаем формат файлов загрузки (у разных моделей камер он разный). Для этого на панели инструментов жмём значок с изображением фота. В появившемся окне выбираем свою "рабочую лошадку".
5. Начинаем грузить биасы. Для этого программа должна перевести их из формата РАВ вашего фота в выбранный формат ( *.fit). Меню - Digital photo - Decode RAW files...
6. Окно программы закрывается и вместо него выходит окно загрузки.
7. Отдельно открываем окно Проводника, переходим в ту папку, где хранятся кадры биасов. Выбираем их мышкой и перебрасываем в окно загрузки. Здесь же в окне ввода “Name” пишем “offset”. И жмём кнопку “->CFA”.
8. Программа начинает перевод биасов из одного формата в другой. По окончании перевода индикатор исчезает и жмём кнопку “Done”. Вновь появляется окно программы.
9. Создаём мастер-биас.
10. Появляется окошко, в нём указано количество кадров – биасов. Необходимо в окне ввода написать “offset” и нажать “Okey”.
11. Появляется индикатор обработки.
12. По окончании необходимо сохранить результат.
а) можно написать в окне ввода команд – жмём на панели инструментов кнопку с изображением нескольких линий, слева от кнопки с фотом. Откроется окошко, в котором и дальше будем вводить команды. Пока пишем «save offset». жмём на клавиатуре “Enter”. Замечу – на каждой строке команде должен предшествовать значок «>», он вставляется автоматически.
б) или сохранить обычным способом через Меню – Файл – Сохранить как.

К этому моменту в папке для сохранения имеются 15 файлов (это в моём случае) с именем “offset” и цифрой 1…15 рядом. И 1 один файл без цифр. Это мастер-оффсет, его оставляем, остальные в топку, они больше не понадобятся.

Тем же способом разбираемся с дарками, повторяя шаги 5 – 9.
13. Далее, как и в п.10, появляется окно, в котором указано количество дарков, уже прописано название мастер-оффсета и необходимо вписать имя мастер-дарка. Пишем “dark” и жмём “Okey”. Начинается обработка.
Появляется индикатор обработки, как и в п.11. По окончании необходимо сохранить результат способами, как и в п.12.
14. Необходимо создать файл “cosme”. Зачем, для чего и почему здесь не рассматриваем, с этим к Джиму Соломону. Я лишь даю пошаговую инструкцию. Поэтому в окне ввода команд пишем « find_hot cosme 660» и смотрим в другое рабочее окно на получившийся результат. Там написано найденное количество горячих пикселей. Если их окажется больше 10 000, появится окно с предупреждением. Я стараюсь подобрать вместо «660» такое значение, чтобы результат оказался в диапазоне 600-800. Примерно столько горячих пикселей на матрице в реальности. Причём, каждый раз разные значения (от сессии к сессии). Файл «cosme» сохраняется автоматически. Поэтому дополнительных телодвижений не требуется.

Переходим к флэтам. Повторяем пункты 5-9, не забываем писать новое имя “flat”.
15. Далее, как и в п.10, появляется окно, в котором указано количество флэтов, уже прописано название мастер-оффсета, мастер-дарка и необходимо вписать имя мастер-флэта. Пишем “ flat ” и жмём “Okey”. Начинается обработка.
16. В окне ввода команд пишем «stat» и смотрим результат в окне результатов. Если максимальная интенсивность какого-либо пикселя равна 32767 или минимальная интенсивность равна 0, то возвращаемся к п.15 и повторяем создание карты плоского поля (мастер-флэта), но с другим значением в поле Normaliza-tion value.
Сохраняем файл как в п.12, но с именем “flat”.

С калибровочными файлами разобрались, переходим к лайтам. Для начала переводим их к формату программы по пунктам 5-8. Имя файлам даём уже конкретное, раньше писали offset, затем dark, flat, теперь я пишу “leo”, поскольку снимал Льва. А вы пишите своё, например М27 или galley. В конечном итоге, после всех перипетий, на экране останется чёрно-белая картинка.
17. С помощью мыши на изображении нужно выделить прямоугольный участок шириной 50 – 300 пикселей. Следует выбирать место с минимальным количеством звезд или ярких «горячих» пикселей.
18. Затем в меню Digital photo выберем пункт Preprocessing.
19. В открывшемся окне необходимо прописать всё, как в соответствующем скрине. За одним исключением. Я указал имя входного файла как “leo”, вы пишете то, каким называли раньше.

senao
03.04.2011, 00:36
Раньше я работал с *.pic, теперь делаю *.fit.

Влад, IRIS лучше всего работает с форматом *.pic использовать что то другое при работе в IRIS неправильно.
А если кто то просит научить как им пользоваться посылай по этой ссылке
http://www.soft.belastro.net/files/imagehandling/IRIS_manual_rus.pdf довольно неплохой мануал.

Влад
03.04.2011, 02:35
Слава, Олег собирает фит-банк и я это одобряю. Пики там не козыри.
А с мануалом занимался несколько месяцев, постоянно что-то упуская. Потом сделал методичку для себя, переписав в неё самое главное, и до сих пор пользуюсь. Мануал тоже перечитываю, но методичка лежит на рабочем столе.

khrushh
03.04.2011, 09:59
Влад, спасибо за методичку!
Бум пользовать, а то многокилограммовые инструкции меня тоже как-то напрягают)))

senao
03.04.2011, 10:36
Слава, Олег собирает фит-банк и я это одобряю. Пики там не козыри.
Никто не спорит. Но правильней будет обрабатывать файлы в IRIS в формате *.pic, а потом если в этом есть нужда, например для того что бы залить в фит-банк или для дальнейшей обработки в FITStacker или других программах требующих *.fit применяем команду PIC2FITS [IN] [OUT] [NUMBER] для перевода формата *.pic в *.fit
Что касается твоей методички то я скажу что возможно для тебя она и нужна, особенно учитывая что ты жалуешся на память. Но человек сторонний который не работал в IRIS с ней в программе не разберется. Мануал в pdf (http://www.soft.belastro.net/files/imagehandling/IRIS_manual_rus.pdf) гораздо более информативен.
18. Затем в меню Digital photo выберем пункт Preprocessing. 19. В открывшемся окне необходимо прописать всё, как в соответствующем скрине.
Влад нашел я еще одну ошибку. Галочку с пункта Optimize надо убирать. Иначе он калибрует кривовато.

Влад
03.04.2011, 12:56
Слава, спорить не стану. Сам постоянно только в *.pic и обрабатывал. Но с февраля перегнал всё заново в *.fit и разницы не заметил.
Я с мануала и начинал, но долго в нём не мог разобраться. Потому и сделал методичку, здесь только главное. Более того, рекомендую и другим его читать.

Влад
03.04.2011, 15:04
Преобразование изображений из формата CFA в RGB совершается путем выбора в меню Digital photo пункта Sequence CFA conversion.

В поле Generic input name нужно ввести префикс названия последовательности изображений, полученных после предобработки. В поле Generic out-put name – префикс названия последовательности файлов, в которые будут записаны изображения в 48-битном формате RGB (например, это - rgb). В поле "Number" уже должно стоять количество обрабатываемых лайтов, в моём случае их 13. Жмём Okey, программа начинает обработку

В меню Processing выберем пункт Stellar registration.

В поле Generic input name нужно ввести префикс «rgb». В поле Generic out-put name «reg». И выбрать пункт Global Matching. Жмём "Okey".

Обрезка. Сделаем простое черновое сложение зарегистрированных изображений. Пишем в окне ввода:
>add_norm reg N
где N это количество изображений в последовательности. В моём случае 13. Если выравнивание кадров прошло успешно, то размеры и форма звёзд на сложенном изображении предстанут лишь увеличенными. Если неудачно, появятся треки. Такой метод (Global Matching)работает долго и почти без ошибок. Почти, потому как однажды я пару раз не мог сложить пезультаты двух сессий по одному и тому же участку неба. С третьего получилось.

Считаем, что в результате сложения звёзды не разбежались по экрану. Визуализируем изображение нажатием кнопки Auto в окне Threshold. Теперь используем ползунки главного окна для перехода к нижнему левому углу изображения. Теперь должно быть предельно ясно, где заканчивается "правильное" изображение и начинается "мусор". "Правильное" изображение будет относительно ярким; т.е. похожим по яркости на подавляющее большинство площади кадра. Тогда как "мусор" будет заметно темнее, возможно даже полностью черным. При помощи мыши щелкните на удобной точке внутри "правильной" области (т.е. на несколько пикселей выше и правее места окончания зоны "мусора"). IRIS очень своевременно сообщит в окне Вывода координаты того места, куда Вы нажали мышкой. Теперь проделайте ту же операцию для верхнего правого угла изображения. Щелкните в подходящем месте "правильной" области (т.е. на несколько пикселей ниже и левее области окончания "мусора"). IRIS снова сообщит Вам координаты в окне Вывода. Теперь, когда нам известны нижняя левая и верхняя правая координаты области, до которой надо обрезать изображения нашей последовательности введем следующую команду:
>window2 reg regcrop x1 y1 x2 y2 N
где N это количество изображений в последовательности; {x1, y1} координаты, полученные при нажатии в нижнем левом углу изображения (смотрите окно Вывода), а {x2, y2} это координаты, полученные при нажатии в верхнем правом углу изображения (опять же, смотрите на окно Вывода).

Нормализация. Теперь мы нормализуем уровень фона каждого изображения; что, по сути, автоматически установит уровень медианы каждого изображения в ноль. Это имеет два положительных эффекта: во-первых, это увеличит динамический диапазон доступный для суммированного результата, а во-вторых, это позволит правильно провести Kappa-Sigma сложение. Делается это так:
>noffset2 regcrop regcropnorm 0 N
где N это количество изображений в последовательности

Сложение. Команда «composit regcropnorm 3 1 1 N».

Сохранение результата под именем команды composit_311_leo.

Всё, кадры откалиброваны, выровнены и сложены в одно изображение. Из него убраны шумы и пыль с оптики.

Теперь необходимо удалить засветку. Выполняем команды (набираем их последовательно в окне ввода)
>SUBSKY
>SYNTHE
>SAVE SKY
После выполнения первой команды программа расставит свои маркёры. После второй удалятся все звёзды и объекты, останется лишь засветка. Она и сохраняется третьей командой.
Далее необходимо вычесть засветку из файла с изображением. Открываем его через Меню- Файл - Открыть. и выполняем команду
>SUB SKY 100
Теперь изображение чистое, сохраняем его под прежним именем, к которому добавляем приставку _sky.

Растяжение. Команда «asinh 0.01 35». Здесь можно экспериментировать, сохраняя результат в формате Ф/ш, открывать его в этой программе и определять ширину значимой части гистограммы. Она должна иметь ширину хотя бы 40 бин. но мне обычно выставленных значений хватает.
Дополнительно выполняю команду >stat и в окне вывода смотрю на полученные значения, чтобы максимальное не превышало 32767.
Сохранение результата командой >savepsd2 leo.
Можно закрывать ИРИС и открывать Фотошоп.

Можно переписать эту методику на свой лад и оставить только список команд, сохранив последовательность их применения. Но время от времени возвращаться к мануалу Соломона.

Цвета я выравниваю в Фотошопе.

Влад
03.04.2011, 16:15
Открываем в Ф/ш сохранённый в ИРИСе файл. В окне Слои - Каналы - Контуры переходим на вкладку Каналы и щёлкаем по надписи "Красный". В большом окне изображение становится чёрно-белым.

Выбираем Меню - Изображение - Коррекция - Уровни. Появляется окно с регулировкой, жмём в нём кнопку "Авто", далее "Okey". Также проходим и по зелёному с синим каналами. После чего по надписи "RGB" во вкладке "Каналы".

Выбираем Меню - Изображение - Режим - Lab. Список каналов изменился, щёлкаем по каналу "а". Далее вновь Меню - Изображение - Коррекция - Уровни. Но не трогаем кнопку "Авто". Под графиком гистограммы находятся 3 ползунка, под каждым из них маленькое окно ввода значений. Сейчас там стоит "0", "1,0" и "255". Меняем первое на "40", среднее не трогаем, в последнем ставим "215".
Подобная операция по своей сути - это увеличение насыщенности цветов. Но обычная функция мне нравится меньше, эта же работает более аккуратно.

Так же изменим значения и в канале "b". После чего возвращаем изображение в формат RGB. Меню - Изображение - Режим - RGB.

Это самый простейший способ обработки изображения после ИРИСа. Я им пользуюсь, если уверен, что в кадре отсутствуют слабые объекты. Иначе необходимо задействовать инструмент "Кривые".

Андреевич
09.04.2011, 14:51
Большое спасибо, Влад. Молодец! Очень нужное дело сделал.

Влад
09.04.2011, 14:57
Не за что, здесь лишь азы для начала.

~Niji~
09.04.2011, 19:38
Большое спасибо за прекрасную инструкцию!

4. Устанавливаем формат файлов загрузки (у разных моделей камер он разный). Для этого на панели инструментов жмём значок с изображением фота. В появившемся окне выбираем свою "рабочую лошадку".
А если Canon 1000D нет в списке, то как быть? :confused:

nikitos
09.04.2011, 20:10
Большое спасибо за прекрасную инструкцию!

А если Canon 1000D нет в списке, то как быть? :confused:

поставить 350/500D

~Niji~
10.04.2011, 13:41
поставить 350/500D
Спасибо! :)

sergey09
11.04.2011, 10:06
Влад! Вчера обработал старую фотку по твоей инструкции. Получилось значительно лучше. Спасибо еще раз.

Влад
11.04.2011, 13:11
Сергей, а представь ту фотку, если освоить ИРИС и Ф/ш в совершенстве.

sergey09
15.04.2011, 11:16
Согласен, что возможности Ириса очень большие и он стоит более глубокого освоения. Вот только с временем, сам знаешь... Сейчас лето начнется и будет вообще не до обработки.

khrushh
15.04.2011, 12:19
Влад, а может стоить оформить методичку в pdf формате, для лучшей усвояемости? )))

Влад
15.04.2011, 14:41
В ПДФ не хочу, хотя могу. В Ворде лучше - всегда можно что-то изменить и добавить.

sergey09
19.04.2011, 09:49
Сергей, а представь ту фотку, если освоить ИРИС и Ф/ш в совершенстве.
Влад!
Может пойдешь дальше и глубже? У тебя уже рука набита, не с нуля начинать. А имя твое запишем в историю ЛА.

Влад
19.04.2011, 13:00
Замечу, тему создал и на ящик вопросы перестали приходить. Что радует.
Было бы замечательно, если Гуры Гурычи тоже приобщились к соавторам и дали пару-тройку уроков.
Олег, ты там с масками хорошо работаешь. Может черканёшь?

Итак, пыль. Она мне понравилась больше всего. Все объекты сняты-пересняты, а пыль редко кто берётся снимать. Вероятно потому, что требуется светосильный инструмент. Объективам она доступна, пусть у них и апертура в пару квадратных сантиметров.
В декабре при влажном небе удалось выловить пару ночей. Звёзды видны были где-то до +4m. На снимках яркий Альдебаран закрылся вуалью, но мелочь оставалась точками. Снято было под сотню 5-минутных лайтов. Но при обработке 30-ти из них результат почти не отличался от общего. Потому прихожу к выводу, что Олег Монстр прав - надо не только лайты набирать, но и дарки. Иначе при вытягивании деталей остаётся шум в виде красных точек.

1. Исходное изображение после калибровки, сложения, вычитания градиента и растягивания в ИРИСе. Сохранено в формате *.psd.
2. Результат после поканального применения инструмента "Уровни" (способ описан в начале темы).
3. Для поднятия слабых деталей заходим (опять же поканально) в Меню - Изображение - Кривые. На мой взгляд, неудачное расположение графика. Лучше бы сделали горизонтальную линию, которую можно поднимать в требуем месте светового диапазона. Но используем, что есть. На этом скриншоте видно, что от левого края графика до начала гистограммы есть свободный промежуток.
Щёлкаем по красной диагонали, получаем маркёр. Цепляем его и опускаем вниз. Попутно смотрим на результат - исчез светлый фон. Жмём Ввод, окно графика Кривых исчезает. Но вновь идём в Меню и открываем его повторно.
4. Теперь ставим маркёры на красной диагонали и переносим их на то места, как стоит на следующем скриншоте. Можно поэкспериментировать и посмотреть результат. Следует помнить, что поднимая маркёр в левой части, поднимаем фон. В правой регулируем яркие объекты.
5. После поканального применения Кривых пылевые облака становятся ярче.
6. Уже известным способом в режиме Lab поднимаем насыщенность.
7. 8. 9. Смотрим поканально на яркие звёзды и замечаем, что наиболее чётко они смотрятся в зелёном цвете. В синем сильно размыты, в красном так себе. Пыль также имеет лучший контраст в зелёном.
10. Дублируем слой и ставим метод совмещения "Свечение".
11. Заходим в Меню - Изображение - Внешний канал.
12. Здесь можно экспериментировать и дать волю фантазии даже при обработке обычных снимков (природа, цветы). Но пока повторяем установки на скриншоте.
13. После применения команды Ввод объединяем слои воедино и результат готов.

Но неудачно выставленная диафрагма всё ещё даёт фиолетовую кайму на звёздах. Как-то у меня получилось от неё избавиться. Вспомню, нарисую.

sergey09
21.04.2011, 11:54
Спасибо, Влад! Гони дальше.

Влад
21.04.2011, 15:21
Короткий урок по выделению на снимке заданного цвета. Используется уже описанный способ. Возможно, кому-то он пригодится.

1. Имеется оригинал.
2. Открываем его в Фотошопе, копируем слой и ставим метод совмещения - Темнее.
3. Заходим в Меню - Изображение - Коррекция - Чёрно-белый.
4. В появившемся окне движками регулируем цвета до получения желаемого результата. Сдвиг влево затемняет, вправо осветляет. На этом скрине зелёный убран до конца.
5. Зелёный цвет прибавлен до положения, при котором происходит наибольшее его осветление, но сам цвет ещё не проявляется.
6. Изменив метод совмещения слоёв с "Темнее" на "Светлее" происходит инверсия выделения цветности. Осталось выбрать нужный вариант, совместить слои и сохранить результат.

Влад
24.04.2011, 11:16
Избавляемся от хроматизма.
После калибровки и тэдэ получили некое изображение. Перебросили его в Ф/ш, поработали Уровнями и Кривыми. Посмотрели поканально и оказалось, что по зелёному цвету картинка просто замечательная, а синий с красным оставляют желать лучшего. Вот бы как-то их подправить.
Вот один из способов.

1. Дублируем слой.
2. Устанавливаем метод совмещения - "Свечение".
3. Меню - Изображение - Внешний канал. Выставляем значения, Источник - Зелёный канал, Наложение - Вычитание, Окей. В результате получаем слой, на котором присутствует красная и синяя информация, дающая хроматизм.
4. Нижний, фоновый слой дублируем вновь.
5. 2 верхних слоя сливаем воедино.
6. К полученному слою устанавливаем метод совмещения "Разница".
7. Объединяем слои. Получается один слой, в котором устранён хроматизм.

khrushh
24.04.2011, 11:22
Даешь квинтэссенцию мастерства в ворд/пдф-формате!

sergey09
25.04.2011, 15:12
Молодец, Влад! Еще раз спасибо. Шпарь дальше, а потом резко переходи к обработке в Максиме.

Влад
25.04.2011, 16:50
Максим сам толком не знаю. Думаю, лет через 10 выдам на гора первую методичку по нему.;)

CyberManiac
25.04.2011, 18:39
3. Меню - Изображение - Внешний канал. Выставляем значения, Источник - Зелёный канал, Наложение - Вычитание, Окей. В результате получаем слой, на котором присутствует красная и синяя информация, дающая хроматизм.

Так ведь цвет оранжевых/красных звёзд съедается. Если бы из красно-синей маски ещё как-нибудь вычесть пиксели звёзд, у которых яркость заметно выше, чем у окружающей хроматики...

Влад
26.04.2011, 03:04
? И какого же цвета становятся бывшие оранжевые?

CyberManiac
26.04.2011, 07:49
? И какого же цвета становятся бывшие оранжевые?

Чуть жёлтые. См. яркую двойную звезду немного около правого края кадра ниже центра.

sergey09
26.04.2011, 10:36
Максим сам толком не знаю. Думаю, лет через 10 выдам на гора первую методичку по нему.;)

Я столько не проживу, возьми повышенные соц. обязательства.

Влад
26.04.2011, 12:52
Чуть жёлтые. См. яркую двойную звезду немного около правого края кадра ниже центра.
2 кропа, увеличены в 4 раза. Та оранжевая звезда изначально находится не в фокусе по красному и синему каналу.

pavel s
19.04.2012, 13:23
Так ведь цвет оранжевых/красных звёзд съедается. Если бы из красно-синей маски ещё как-нибудь вычесть пиксели звёзд, у которых яркость заметно выше, чем у окружающей хроматики...

Тут можно вот как поступить. Перед окончательным сведением слоев, щелкаем на верхем слое - параметры наложения, смотрим внизу две полоски градиента. Нужна нижняя полоска, в пункте ставим красный канал и тянем правый нижний ползунок влево, одновременно внимательно смотря на изображение. Дотягиваем то того момента, когда цвет вот вот начнет проявляться с нижнего слоя. Нажимаем альт, и ползунок разделяется на 2 маленьких. Левый маленький двигаем еще немного влево. Готово! Наверное, так можно побороться за красный цвет

Влад
07.07.2013, 14:07
Устранение цветных ореолов вокруг звёзд по способу, описанному в пост#23. Предварительно смотрим снимок поканально и определяем тот цвет, где ореолы отсутствуют. В данном случае такими являются зелёный и синий. Причём, зелёный более чёткий, но я остановился на синем.

1. Трижды копируем слой.
2. Нижние два отключаем, переходим к верхнему и устанавливаем метод сложения "Яркость".
3. Заходим в Меню - Изображение - Внешний канал.
4. Устанавливаем Канал - синий и Метод наложения - Вычитание.
5. Получаем результат в виде слоя с ненужными нам ореолами.
6. Устанавливаем метод совмещения Разница и складываем этот слой с предыдущим. Оставшийся исходный слой нужен лишь для сравнения с результатом. Его удаляем и сохраняем результат.