PDA

Просмотр полной версии : Использование шаговых двигателей


Unforgiven
10.01.2001, 16:27
Привет всем.
Кто нибудь пользовался при строительстве монтировки шаговыми двигателями, как это описано у Мела Бартелса на http://zebu.uoregon.edu/~mbartels/altaz/altaz.html ?
Особенно меня интересуют шаговые двигатели со старых 5 дюймовых дисководов. Или другие (если скажете где взять).
Хочу сделать простенькую монтировочку (AKA barndoor) для крепления только фотоаппарата, как описано у Сикорука, и хочу приспособить вышеуказанный шаговый двигатель для этого.
Но самостоятельно заставить его вращаться не смог - ротор делал шаг по часовой, шаг против.
Буду благодарен за любую информацию.

Pavel Bahtinov
12.01.2001, 09:14
Вот схема управления для двигателя ПБМГ-200-365, импортные аналоги которого применялись в 5-дюймовых дисководах.
http://starlab.ru/upload/Pavel_Bahtinov5.gif
Схема реализует режим полушагов, т.е. полному обороту соответствует 400 импульсов на входе. Если такой режим не нужен, можно убрать микросхемы ЛЕ10 и ЛН2, резисторы R1-R4 подключить напрямую к выходам 0-3 счетчика ИЕ9, а его вход сброса R (выв.15), соединить с выходом 4 (выв.11). Тогда получится 200 шагов/оборот.
Транзисторы VT1-VT4 - составные, диоды - любые с допустимым импульсным током 200мА. Номинальное напряжение питания (+E) двигателя в дисководе 12В, но для малых скоростей может быть снижено до 5В. Двигатель способен развивать скорость до нескольких сотен шагов в секунду, но для астрографа вполне достаточно 10-20 шагов/сек.

Эта схема использовалась только для экспериментов с двигателями, в приводе моего телескопа установлен немного другой вариант (для двигателя ДШИ-200-1-1), но принципы управления остались те же.


------------------
Павел Бахтинов

[Это сообщение редактировал Pavel Bahtinov (15.01.2001).]

Unforgiven
12.01.2001, 09:35
У меня есть маленький ноутбук. Нельзя ли воспользоваться его параллельным или последовательным портом как генератором импульсов?
А где вообще применяются шаговые двигатели, например тот который Вы описали. В смысле где его можно поискать. А то в двух дисководах, котрые я разобрал стояли двухполярные шаговые двигатели с 2 обмотками и 4 выводами. Может быть мне надо поискать какие-то особые 5-ти дюймовые дисководы?

[Это сообщение редактировал Dennis Sakva (12.01.2001).]

SF
12.01.2001, 13:30
Павел, а не сталкивались ли Вы (Ваши коллеги, знакомые) с прямоприводными [высокомоментными] двигателями постоянного тока?

Unforgiven
12.01.2001, 15:37
А ничего, что шаговый двигатель такой маленький? Насколько он мощный? Я имею в виду как Вы его используете? Неужели его хватает для приведение в движение телескопа?

Pavel Bahtinov
12.01.2001, 17:21
<BLOCKQUOTE><font size="1" face="Verdana, Arial">Цитата:</font><HR>SF:
Павел, а не сталкивались ли Вы (Ваши коллеги, знакомые) с прямоприводными [высокомоментными] двигателями постоянного тока?<HR></BLOCKQUOTE>
А что это?
У меня есть только наработка по управлению коллекторным электродвигателем в заторможенном режиме, т.е. при регулировке его скорости от нуля до номинальной.

Dennis Sakva:
Мощности шагового двигателя от дисковода более чем достаточно для вращения телескопа с суточной скоростью. Другое дело, надо правильно выбрать передаточные соотношения редуктора (шаг ведущего винта и т.п.).

SF
12.01.2001, 20:05
Я слышал только общие рассказы. Из них следует, что это асинхронные двигатели постоянного тока, с динамическим диапазоном в типичном случае около 1:1.000.000. Т.е. от точного гидирования до быстрого наведения. Точность [повторного] позиционирования - несколько угловых секунд (без дополнительных угловых датчиков, разумеентся). ЦАП (преобразователь код-ток), очевидно, требуется "логарифмический".
На этих двигателях www.astro-physics.com (http://www.astro-physics.com) делает монтировки, а comsoft - привода.
В прошлом году здесь на одном из форумов упоминались оптические наблюдения рентгеновских транзиентов - четыре 300-мм телеобъектива Canon с 2Kx2K ПЗС на платформе, либо 40-см кассегрен, которые через несколько секунд после обнаружения вспышки рентгеновским детектором наводятся по указанным координатам. Все это, вместе взятое, стоит ~$160.000.
Т.е. вещь редкая и дорогая, пишут про нее мало, но т.к. ставится прямо на оси и управляется компьютером, то лишнюю механику уничтожает на корню. Другой большой недостаток - проектировать "все это" надо [якобы] под КОНКРЕТНЫЕ массо-габариты. В России эти двигатели тоже производят.
В Интернете ничего вразумительного найти невозможно - непонятно по каким ключевым словам искать, терминологическая каша. Но вследствие своих характеристик - вещь чрезвычайно заметная. Кто про нее слышал (тем более имел дело) - сразу поймет. Не может быть, чтобы где-то в самарском ракетостроении она не применялась...
Жажду найти ТТХ и цены.

Pavel Bahtinov
13.01.2001, 00:53
Шаговый двигатель (ШД) я брал из 5" дисковода, совсем старого, на 360/800kb. Все выброшенные дисководы, которые мне попадались, были снабжены именно такими (6-выводными) двигателями. Схема для двухобмоточного (4-вывдного) двигателя у меня тоже есть, заброшу ее в конференцию в понедельник.

Использовать компьютер как генератор импульсов, и даже как формирователь четырехфазной последовательности для ШД можно, это описано у того же Бартелса, есть даже какие-то исходники на Си. Сам я этим не занимался, своих наработок у меня нет.

Anonymous
14.01.2001, 23:03
Денис! ДШИ-200-1 я "регулярно" покупаю на Митинке (в Москве, к слову), у мужиков на развалах. За небольшие деньги. Но жрут они немерено.
У меня есть несколько программ на Basic для отладки для шаговика по схеме Бартелса, но неуверен, что в рабочем состоянии - они "технологические".
Полгода назад я сделал схемку на одной-двух микросхемах, которая питаясь от кроны в импульсном режиме дергает 3-12 В двигатель постоянного тока какого-то военного редуктора. Батареи хватает на 4 часа!
Кстати,скважность импульсов 1 сек. До натурных испытаний пока не дошло.
Схемку Павла интересно попробовать!

Anonymous
14.01.2001, 23:07
Кстати, Денис!
Померьте сопротивление обмоток. Возможно, двигатель уже того. У меня один с такими же симптомами и этим диагнозом уже был.:-)

Anonymous
15.01.2001, 05:42
<BLOCKQUOTE><font size="1" face="Verdana, Arial">Цитата:</font><HR>Объявление создано Бобкин Владимир:
Кстати,скважность импульсов 1 сек.<HR></BLOCKQUOTE>

Это в каком смысле? И что в таком случае скважность???

Unforgiven
15.01.2001, 09:06
Я купил 2 ШД от ооочень старых дисководов с 6 выводами. Вот его описание
The TEAC 14769070-10 stepper motor, from a PC clone half-height 5.25" floppy disk drive, has six wires - two Brown, Yellow, Red, Blue and White.
Стал я разбираться со схемой Бартелса. И нашел 3 неизвестных для меня радиокомпонента:
Hex invertor 74LS04, Zenner diod 30V 5W. Какие у этих странных компонент есть русскоязычные аналоги.
И еще одно загадочное устройство квадрат с надписью 7805. 3 вывода и никаких обозначений.

Pavel Bahtinov
15.01.2001, 11:08
Помещаю обещанную схема включения для 4-выводного двигателя.
http://starlab.ru/upload/Pavel_Bahtinov6_1.gif

Базовые цепи транзисторных повторителей (вариант 1) надо подключить к точкам A, B, C, D первоначальной схемы (см. выше). При этом микросхемы должны питаться от такого же напряжения (+E), что и выходные каскады (в первой схеме это было не важно).

Есть и более современное решение - вместо транзисторов можно использовать специализированную микросхему (вариант 2). Выпускается много типов подобных микросхем (драйверов двигателей), в большинстве импортных.
Саму четырехфазную последовательность (импульсы A, B, C, D) удобно формировать не логическими элементами, как это показано на верхнем рисунке, а с помощью какого-либо программируемого микроконтроллера. При этом попутно решается проблема формирования стабильной частоты шагов, значение которой может быть любым, в зависимости от использованной механики. В этом случае все устройство оказывается состоящим из двух микросхем - микроконтроллера и драйвера двигателя.
------------

Сопротивления обмоток ШД от 5" дисководов (тех, что мне попадались) - 70 Ом.
74LS04 = К555ЛН1, Zenner diod = стабилитрон, 7805 = КР142ЕН5А.
Потребление ДШИ-200-1 можно значительно уменьшить. Об этом и о "двигателях прямого привода" напишу чуть позже.

------------

ВНИМАНИЕ, ПОПРАВКА!

Выводы 1, 9 микросхемы К1128КТ4 нужно подключать не к общему проводу, как это было нарисовано ранее, а к цепи +5В.

[ 02-07-2002: Сообщение редактировал: Pavel Bahtinov ]

Unforgiven
15.01.2001, 11:30
Павел,
меня просто поражает глубина Ваших знаний. Если не секрет, откуда Вы это все знаете?
Мне уже неудобно спрашивать, но может быть Вы подскажете и аналог транзистора TIP120?

Pavel Bahtinov
15.01.2001, 16:22
Денис, так я же электронщик, профессионально схемы разрабатываю (правда, не для двигателей).
TIP 120 - мощный составной транзистор, 4А, 60В, вроде нашего КТ829. Кстати, посмотрел только что в инете...

Unforgiven
15.01.2001, 17:43
Большое спасибо.
Когда соберу и испытаю, я думаю результаты будут многим интересны.

Anonymous
16.01.2001, 00:43
FBS за язык меня прихватил хорошо.
А импульсы там 15 мс с периодичностью 1 с. Т.о. погодится такой механизм,наверное, только для короткофокусных объективов.

Pavel Bahtinov
16.01.2001, 09:12
Я обещал рассказать об опыте использования ДШИ-200.

Двигатель ДШИ-200-1-1 стоит в приобретенной мной монтировке ТАЛ-3. Двигатель слишком мощный даже для довольно тяжелого телескопа (труба - 20кг), сам бы я его туда ни за что не поставил. Потреблял он со штатной схемой более 2А от 12В, что меня не устраивало (220В рядом нет, питаюсь от аккумулятора). Можно было бы увеличить скважность импульсов, но тогда пришлось бы отказаться от режима полушагов, пожертвовав плавностью хода.
Я пошел по другому пути - запитал обмотки от импульсного преобразователя со стабилизированным током, установив ток обмоток сравнительно небольшим (600мА). Развиваемый двигателем момент остался вполне достаточным, а потребляемый от 12В ток уменьшился до 150мА (более чем на порядок!).
Если есть интерес, эту схему тоже могу выложить. Просто я считаю, что ДШИ-200 избыточен для большинства любительских конструкций, а для менее мощных двигателей от дисководов такие ухищрения ни к чему.

Pavel Bahtinov
16.01.2001, 09:22
Теперь об использовании одного двигателя для гидирования и наведения. (См. выше сообщение SF)

Здесь обычные шаговые двигатели малопригодны. Их максимальная скорость 1-2 тыс. шагов в секунду, а для быстрого (секунд за 30) наведения любительского телескопа нужно на порядок больше.

Есть сравнительно простое и дешевое решение - коллекторный электродвигатель постоянного тока с датчиком угла на валу и соответствующей схемой управления способен позиционировать с приличной точностью, при этом его момент достигает пускового момента двигателя.
Такие схемы встречаются в разных устройствах (принтеры и т.п.), в том числе в Meade'овском LX200.
Мне удалось заставить первый попавшийся под руку двигатель (ДПМ-25-Н3Т-01) позиционировать с точностью до одного шага датчика (датчик от "мышки", 80 шагов на оборот). При этом максимальная скорость двигателя 150 об/с, то есть 12000 шагов в секунду. Этого уже достаточно для "обычного" наведения, но это не прямой привод, и даже не прямой привод на червяк.

Если же нужно сверхбыстрое наведение (еще на порядок быстрее - для поиска транзиентов), то тут начинаются сложности, причем не столько с самими двигателями, сколько с устойчивостью системы управления. Кроме датчика угла, здесь нужна информация о скорости, а возможно, и ускорении ротора, а также учет момента инерции монтировки. К сожалению, методикой расчета столь сложных систем управления я не владею, поэтому подробнее вряд ли что скажу.

SF, а Вам действительно нужно за 3 секунды наводиться на объект, или реальные требования все же пониже?

Unforgiven
16.01.2001, 09:35
<BLOCKQUOTE><font size="1" face="Verdana, Arial">Цитата:</font><HR>Объявление создано Бобкин Владимир:

У меня есть несколько программ на Basic для отладки для шаговика по схеме Бартелса, но неуверен, что в рабочем состоянии - они "технологические".
<HR></BLOCKQUOTE>

А вот это уже интересно. Можно мне их заполучить. Посмотрю хотя бы на принципы работы. Я эту тему немного развил в сообщении "Barn door mount".

Anonymous
16.01.2001, 10:44
Денису:
1)Програмульки-конечно можно. Вчера одну посмотрел. Что к чему уже не вспомнил. Хорошо бы к компу телескоп подтащить и покрутить движки. Удостовериться, что работает.
2)"Зеннеровские" диоды, они же Шотки (боюсь язык высовывать)нашел с трудом. Это самая дорогая деталь в схеме.
3)шаговики будут сильно греються и сильно шуметь. Особенно в "microstep".

Unforgiven
16.01.2001, 11:08
О. Все было так хорошо, пока не прочитал о "диодах Шотки". Я почти уверен что в Запорожье я их фиг найду, да и фраза "самые дорогие в схеме" мне тоже не нравится. Может это все таки стабилитроны (они на радиорынке точно есть) как говорил Павел Бахтинов?
Чем их можно заменить? И что будет, если их просто убрать? Если я правильно понял из его статьи это приведет к тому, что двигатель не сможет вращаться на максимальных оборотах.

Pavel Bahtinov
16.01.2001, 16:36
У Бартелса нарисованы именно стабилитроны (правда, мощные, они реже встречаются), а не диоды Шоттки. Просто западное схемное изображение стабилитрона (с двумя "ушками") очень похоже на изображение диода Шоттки по нашему стандарту.
Убирать стабилитроны из схемы не стоит, но можно заменить на маломощный стабилитрон+транзистор (это показано у Бартелса на той же странице) или даже на резистор, как показано у меня на первой схеме.

Сильно греться шаговики будут, только если поставите такие же, как у Бартелса, а не маломощные от дисководов. Кстати, все компоненты у Бартелса рассчитаны на мощные ШД, а по сути, его выходные каскады тождественны каскадам моей первой схемы.

Anonymous
16.01.2001, 16:36
В мае 2000 когда я теми самыми шаговиками спалил блок питания компа. Нужный диод мне прислали наложеным платежом ivan@irt.ustu.ru (Малыгин Иван) из Иркутска. Приятная контора. Напиши... вдруг.
Сопротивление обмоток ДШИ-1 несколько Ом, что, помнится, значительно меньше чем написано у М.Бартелса. Отсюда, наверное, и перегревы и шум. Форма импульсов жуткая! Но...крутится.

Anonymous
16.01.2001, 17:26
http://starlab.ru/upload/board.jpg
пробую вклячить картинку моей макетной платы.
Денис, радиаторы усиленно рекомендую. И тот самый доп. инвертор на входе. "ДЫМИЛАСЬ роща под горою..."

Unforgiven
16.01.2001, 18:18
Владимир,
это схема Бартелса? (очень похоже). И работает?
Список использованых компонент и схему (если она чем-то отличается) не дадите?
И о каком доп. инверторе на входе идет речь, тот который вместе с оптроном?

Anonymous
16.01.2001, 20:31
Дополнительный инвертор.
По вкл. питания комп. производит сброс информационных портов в низкий уровень. (Так у них исторически сложилось :-( ). Если включено питание платы (20-30в), то открываются сразу все транзисторы и через все обмотки шарашит страшный ток.
Конечно, оптронная развязка предпочтительна.
А схема действительно работает. Но главная ценность это программа scope.exe.
Интересно узнать о применении других типов шаговых электродвигателей. Ликбез. Сравнение. (+ и -) А? Кто просветит?

Anonymous
16.01.2001, 22:54
Хочу поделиться, может пригодится кому?

На счет двигателей я столкнулся с прямопротивоположной ситуацией, у меня все двигателя биполярные, а схема Балтерса на униполярных, крутил я вертел, а решение пришло очень просто
http://astroclub.net/mercure/aav/taller/bipolar/bipolar_mod.htm

Гари.

SF
17.01.2001, 21:49
1. >> "Мне удалось заставить первый попавшийся под руку двигатель (ДПМ-25-Н3Т-01) позиционировать с точностью до одного шага датчика (датчик от "мышки", 80 шагов на оборот). При этом максимальная скорость двигателя 150 об/с, то есть 12000 шагов в секунду. Этого уже достаточно для "обычного" наведения, но это не прямой привод, и даже не прямой привод на червяк." <<
Павел, я не понял этого абзаца. Что Вы позиционировали на скорости 150 об/с? Датчик и двигатель были связаны через редуктор?

2. >> "SF, а Вам действительно нужно за 3 секунды наводиться на объект, или реальные требования все же пониже?" <<
Основная причина моего интереса проста: "т.к. [этот двигатель] ставится прямо на оси и управляется компьютером, то лишнюю механику уничтожает на корню".

3. Нашел несколько ссылок, но сейчас не успеваю, напишу позже.

Anonymous
17.01.2001, 23:03
Пропустил замечание Павла о диодах Шотки и стабилитронах. Оно с моим пришло минута в минуту. Так может, вот почему у меня большое потребление тока и дифференциальные выбросы на фронтах импульсов. Павел ?!
(Увы, перечень элементов я похоже посеял, в аналоговой технике моя осведомленность, такая же как в астрономии http://starlab.ru/ubb/wink.gif)

Pavel Bahtinov
18.01.2001, 10:52
Владимир, а какое обозначение стоит на диодах?
Диоды Шоттки в той полярности, что на схеме Бартелса, открываться вообще не будут. Результат - индуктивные выбросы, плохая работа на больших скоростях, но не перегрев (если только выбросы не привели уже к пробою элементов).
По поводу перегрева: в разных сообщениях Вы пишете, о двигателе ДШИ-200 и о 20-30В питания. Если речь об одном и том же устройстве, то тут не греться, а дымиться все должно.
Номинальное напряжение для ДШИ200-1-1 - 5В, а у меня на него подается около 1В (на низких скоростях).

Pavel Bahtinov
18.01.2001, 11:22
<BLOCKQUOTE><font size="1" face="Verdana, Arial">Цитата:</font><HR>SF:

Павел, я не понял этого абзаца. Что Вы позиционировали на скорости 150 об/с? Датчик и двигатель были связаны через редуктор?
<HR></BLOCKQUOTE>
Имеется в виду диапазон режимов работы - от полной остановки (позиционирования) с точным поддержанием заданного угла поворота ротора (при внешнем механическом возмущении на двигатель подается компенсирующий ток и он возвращается в исходное положение), до вращения с максимальной скоростью. На максимальной скорости слежение за углом поворота тоже работает, но точность пониже (несколько шагов датчика).

Датчик установлен прямо на валу двигателя. Редуктор нужен лишь для согласования момента и скорости двигателя с необходимыми для привода червячного винта монтировки.

<BLOCKQUOTE><font size="1" face="Verdana, Arial">Цитата:</font><HR>SF:

Основная причина моего интереса проста: "т.к. [этот двигатель] ставится прямо на оси и управляется компьютером, то лишнюю механику уничтожает на корню".
<HR></BLOCKQUOTE>
Механика здесь не лишняя, с ней получится проще и дешевле.
Впрочем попытки сократить механическую часть делаются даже у нас, см., например http://www.kushnir.newmail.ru/main_rus.htm

Anonymous
03.10.2001, 21:11
[/QUOTE]

... об опыте использования ДШИ-200.

Я пошел по другому пути - запитал обмотки от импульсного преобразователя со стабилизированным током, установив ток обмоток сравнительно небольшим (600мА).

Если есть интерес, эту схему тоже могу выложить. [/B][/QUOTE]


Да! Интерес есть. Я и сам об этом думал, но вяло - по-моему это неоправданно сложно. Был бы рад ошибиться - и увидеть Вашу схему

Anonymous
26.11.2001, 22:49
<BLOCKQUOTE><font size="1" face="Verdana, Arial">Цитата:</font><HR>Объявление создано Pavel Bahtinov:
Я обещал рассказать об опыте использования ДШИ-200.

Двигатель ДШИ-200-1-1 стоит в приобретенной мной монтировке ТАЛ-3. Двигатель слишком мощный даже для довольно тяжелого телескопа (труба - 20кг), сам бы я его туда ни за что не поставил. Потреблял он со штатной схемой более 2А от 12В, что меня не устраивало (220В рядом нет, питаюсь от аккумулятора). Можно было бы увеличить скважность импульсов, но тогда пришлось бы отказаться от режима полушагов, пожертвовав плавностью хода.
Я пошел по другому пути - запитал обмотки от импульсного преобразователя со стабилизированным током, установив ток обмоток сравнительно небольшим (600мА). Развиваемый двигателем момент остался вполне достаточным, а потребляемый от 12В ток уменьшился до 150мА (более чем на порядок!).
Если есть интерес, эту схему тоже могу выложить. Просто я считаю, что ДШИ-200 избыточен для большинства любительских конструкций, а для менее мощных двигателей от дисководов такие ухищрения ни к чему.<HR></BLOCKQUOTE>

Уважаемый Павел!
Меня как раз интересует классическая схема управления ДШИ-200 и если можно ответить на вопросы:
1. В паспорте к нему написано, что номинальное напряжение питания коммутирующих устройств - 30 В, а везде применяется - 12в?
2. Существуют ли в природе более мощные двигатели по типу ДВШ-80 или ДВШ-100, где их взять и схемы управления ими?
Заранее спасибо за ответ. Сергей.
electrum@aport.ru

Anonymous
27.11.2001, 19:59
<BLOCKQUOTE><font size="1" face="Verdana, Arial">Цитата:</font><HR>Объявление создано Pavel Bahtinov:
У меня есть только наработка по управлению коллекторным электродвигателем в заторможенном режиме, т.е. при регулировке его скорости от нуля до номинальной...
<HR></BLOCKQUOTE>
Нельзя ли у Вас попросить схемку попросить... Жудко интерестно

Anonymous
01.12.2001, 03:06
Это не ответ а мой вопросик. Кто даст схему и параметры на двигатель ДШ35 (6 выводов). Нигде его не могу найти. Ответи киньте на energetik@imail.ru

Спасибо

Anonymous
10.01.2002, 13:19
Добрый день!

Набрел на форум случайно. Интересуюсь смежной темой: управлением маломощными шаговыми двигателями из 3.5" FDD

Собираюсь их использовать для "моторизации" LEGO своего ребенка.

Вот ряд ссылок, которые могут быть вам интересны:
--------------------------------------------
Функционирование шаговых двигателей, их типы, теория работы, и их запуск на основе драйверов L297 и сборки транзисторов Дарлингтона L298 производства SGS-Thompson.
Качайте сразу PDF. На странице в ASCII все очень криво.

H.Sax Stepper Motor Driving Application Note 235/0788. Вот ее URL:
http://www.st.com/stonline/books/ascii/docs/1679.htm
--------------------------------------------
Схема управления шаговым двигателем Дианы Тодд, которую она использовала в плоттере.
LM555 это скорее всего наша KP1006ВИ1 - интегральный таймер, на которой собран генератор импульсов.
http://www.geocities.com/siliconvalley/lab/3685/plotter/steppercircuit74194.gif
--------------------------------------------
"Control of Stepping Motors, a tutorial"
По размерам как книга. Обсуждаются все аспекты работы шаговых двигателей. Вплоть до схемы точного позиционирования с обратной связью (ваш случай). Есть примеры. Приведена схема управления шаговым двигателем вместе
с печатной платой.

Я сконвертировал в doc. Могу конвертнуть в PDF и отдать кому-нибудь для раздачи всем желающим. Если есть интерес пишите на las@softhome.net
http://www.cs.uiowa.edu/~jones/step/.
---------------------------------------------
Почти, то же самое но в более краткой форме:
"Working With Stepper Motors"
http://eio.com/jasstep.htm
--------------------------------------------
"The Giant Internet IC Masturbator"
Мне понравилось как название, так и содержание. http://starlab.ru/ubb/smile.gif Одно другому полностью соответствует. Это справочная база по иностранной "рассыпухе" средней степени интеграции, частично уже не выпускаемой, но которая может стоять в старых исправных девайсах, которые могут попасть вам в руки.
http://www.falstaff.demon.co.uk/GIICM.html
------------------------------------------
Кто-то спрашивал по поводу формул расчета нагрузки на вал шагового двигателя. Может быть будет полезно:

Handy Formulas. Thomson Airpax Mechanotronics.

Там всего две странички.
http://www.allegromicro.com/techpub2/airpax/smh1213.pdf
------------------------------------------
Сам Thomson Airpax Mechanotronics искать здесь. Теория и прочее на
www.thomsonindustries.com (http://www.thomsonindustries.com)

Честно скажу - я копаться сильно не стал. Нашел то что мне было нужно по шаговым двигателям и ушел.
------------------------------------------
Кстати, сама Allegro MicroSystems изготовляет
микросхемы драйверов и транзисторных сборок
для управления шаговыми двигателями
http://www.allegromicro.com/selguide/motors1.asp#motors
-------------------------------------------
Рекомендации по выбору шагового двигателя и драйвера к нему на английском.
New Japan Radio Co, Ltd.
www.njr.co.jp/pdf/ee/ee05003.pdf (http://www.njr.co.jp/pdf/ee/ee05003.pdf)

выбор драйвера можно наверное и похерить, потому как он собирается из того что под рукой.
--------------------------------------------
Наша отечественная промышленность
выпускает драйверы КР1128КТ3А,Б и КР1128КТ4
Если не врут, то полностью аналогичны томпсоновским L293D. Оптовая цена - 11 руб.
В розницу должно быть около 13-14руб.
http://www.bryansk.ru/sit/price.htm#3
------------------------------------------
Datasheet-ы микросхем по производителям. http://www.bgs.nu/sdw/

Особенно рекомендую местный форум: http://www.bgs.nu/cgi-bgs/ultraboard/UltraBoard.pl

Когда мне понадобилась информация по включению Sharp IR2C24AN, покричал на форуме, на следующий же день откликнулся мужик из Штатов, который и прислал мне даташит на нее. Рекомендую.
------------------------------------------

В принципе можно пытаться использовать схему управления двигателем, которая стоит на самом FDD. Если она исправна (выясняется элементарно - делает ли FDD команду seek при перезагрузке компьютера, если в BIOS включена такая опция), то можно попытаться с ней сделать что-нибудь

Anonymous
04.03.2002, 16:54
-

Pavel Bahtinov
13.03.2002, 10:22
С этой темой происходили всякие странности: из-за не совсем корректного перехода на новую программу (осенью 2001) появлявшиеся здесь сообщения оставались незамеченными большинством участников форума, в том числе и мной. Понимаю, что сейчас это уже не так актуально (для спрашивавших), но все же отвечу (лучше поздно, чем никогда!).

Борис Мельников (03-10-2001):
>> ... об опыте использования ДШИ-200.
>> Я пошел по другому пути - запитал обмотки от импульсного
>> преобразователя со стабилизированным током...
> Да! Интерес есть. Я и сам об этом думал, но вяло - по-моему
> это неоправданно сложно. Был бы рад ошибиться - и увидеть Вашу схему

Схема эта лежит здесь: http://astrophoto.chat.ru/TAL-3.htm

Serg99 (26-11-2001):
> Меня как раз интересует классическая схема управления ДШИ-200
> В паспорте к нему написано, что номинальное напряжение
> питания коммутирующих устройств - 30 В, а везде применяется - 12в?

Профессионально я двигателями не занимался и паспорта на них не видел, трудно сказать, что здесь имеется в виду. С одной стороны, у ДШИ-200 есть несколько модификаций (я видел с обмотками на 1,5 Ом и на 3 Ом, может, есть и более высокоомные). С другой стороны, если 30В постоянного напряжения подавать на низкоомные обмотки нельзя - двигатель просто сгорит (12В, впрочем, тоже много), то в виде коротких импульсов - вполне возможно.

Алексей (27-11-2001):
>> ...есть только наработка по управлению коллекторным
>> электродвигателем в заторможенном режиме...
> Нельзя ли у Вас попросить схемку попросить... Жудко интерестно

К сожалению, в последнее время я этой схемой не занимался, и она как была, так и осталась незаконченной. Публиковать "сырые" схемы я не считаю возможным, поэтому, если надо, пишите мне на мыло.

---
las, спасибо за множество полезных ссылок!

Anonymous
14.03.2002, 17:54
Простите если не в тему.
Народ, я к астрономии отношусь так же, как
поп к гармошке, но мне срочно надо прикрутить ШД.
Есть ШД из 3"(трех) дисковода, но у него не 4, а шесть выводов. Две катушки с отводом от середины каждая. Так вот, можно ли его подключить по схеме для двигателя от 5".

Pavel Bahtinov
19.03.2002, 16:49
Самая первая приведенная здесь схема - как раз для для шестивыводных двигателей (две обмотки с отводом).

v. bobkin
29.03.2002, 14:01
Господа! Может кто знает - как определить назначение выводов у шаговика ДШР-57. Их там восемь. Пронумерованы 1-8. Где начало обмотки, где конец?

Anonymous
29.03.2002, 16:51
Я бы попробовал сделать примерно так:
Тестером убедиться что это четыре независимые обмотки с 8-ю выводами( скорее всего это так и есть,но вдруг). Если есть двухканальный осциллограф,то подключить четыре конца от разных обмоток к общему проводу ,а щупы разных каналов поочерёдно соединять с оставшимися выводами и вращая двигатель рукой ( или другим двигателем, например дрелью ,токарным станком и т.п.))наблюдать за сдвигом фазы одной обмотки относительно другой .Скорее всего двигатель двухфазный (врядли там 4 фазы) и там каждая фаза намотана в два провода(для уменьщения индуктивности рассеяния) .Если две обмотки будут совпадать по фазе либо этот сдвиг будет 180 градусов - значит это две полуобмотки принадлежашие одной фазе двигателя,конец одной надо соединить с началом другой -получится средняя точка (двигатель превратится в шестивыводный).Если на экране осциллографа сдвиг 90 или 270 градусов значит это разные фазы двигателя.Надеюсь логика экспериманта понятна. Если нет осциллографа , воспользуйтесь линейным входом вашей звуковой платы и каким нибудь звуковым редактором( только резистивным делителем уменьшите сигнал с единиц или десятков вольт до 500 миливольт иначе вы спалите звковуху).
А ещё можно воспользоваться мостовой схемой включения (для этого нужны две обмотки из четырёх ,лиш бы из разных фаз )при этом понадобится максимум один неудачный эксперимент(если не будет работать ,подключите другую обмотку).
Для того чтобы поиграться с шаговиком можно и не собирать полноценную схему управления, соберите "драйвер" на тумблерах. Всего четыре тумблера с перекидными контактами -вот вам и мостовой драйвер с ручным управлением :-)

v. bobkin
30.03.2002, 13:41
David, большое спасибо! Натолкнул на нужную мысль. У меня была отладочная програмулька на Бэйсике. Ею я и подобрал последовательность. Оставалось только с фазой обмоток поиграть.

Докладываю об соответствии выводов шаговых двигателей ДШИ-200 и ДШР-57:
Вывод
_______________________________
ДШИ-200_АН_БН_ВН_ГН_АК_БК_ВК_ГК
ДШР-57___5__1__8__4__6__2__7__3

[ 30-03-2002: Сообщение редактировал: v.bobkin ]

steptomotor
05.12.2004, 00:28
"Stepmotor"

Представитель фирм-производителей мотор-редукторов и шаговых двигателей
SHAYANG YE Industrial, China National Electronics, King Right Motor

Россия, 194044 Санкт-Петербург, ул. Менделеевская 2
Russia, 194044, Saint-Petersburg, Mendeleevskaja st. 2
т. (812) 327-13-88
т. (812) 974-05-39
ф. (812) 327-12-59
http://stepmotor.ru
micromech@mail.ru
pr@magicsys.spb.ru

Поставка приборных мотор-редукторов и шаговых двигателей со склада и на
заказ.

Приборные мотор-редукторы
Крутящий момент (0,025-100) кг*см
Частота вращения (2-1500) об/мин
Питание (3-24)В
Шаговые двигатели
Крутящий момент (0,04-300) кг*см
Шаговые двигатели с редуктором
Угловой шаг 0,05

Также в наличии устройства управления шаговыми двигателями. Информацию Вы
можете посмотреть здесь: http://electroprivod.ru

Anton
05.12.2004, 00:43
А FL57HBGJB случаем не с планетарным ли редуктором? Очень интересно.

Martins
21.09.2005, 16:16
А FL57HBGJB случаем не с планетарным ли редуктором? Очень интересно.

У FL57HBGJB цилиндрический редуктор с неподвижными осями.
Не планетарный. Максимальное передаточное отношение редуктора 1/150.
Есть исполнение этого мотор-редуктора с низкоомным двигателем, 0,9 Ом на фазу. Шаг дробится до 1/64.
http://electroprivod.ru/st_motor/fl57gear.gif

Stanley
05.10.2005, 15:14
вот некоторые из моделей Шаговиков
Модель шагового двигателя (Диаметр,мм) (Крутящий момент,кг*см) (Угловой шаг,град)

Шаговый двигатель FL110ST (http://stepmotor.ru/stfl110st.htm) -(110) (45 - 103) (0.36 - 1.8)
http://foto.mail.ru/inbox/mashmex/72/i-85.jpg
Шаговый двигатель FL110STH (http://stepmotor.ru/stfl110sth.htm) -(110) (115 - 300) (1.8)
http://foto.mail.ru/inbox/mashmex/72/i-74.jpg
Шаговый двигатель FL86STH (http://stepmotor.ru/stfl86sth.htm) -(86) (26 - 153) (1.8)
Шаговый двигатель FL86ST (http://stepmotor.ru/stfl86st.htm) -(82.5) (13 - 50) (1.8)
http://foto.mail.ru/inbox/mashmex/72/i-80.jpg
Шаговый двигатель FL57HBG* (http://stepmotor.ru/stfl57hbg.htm) -(57) (25) (0.018 - 0.3)
http://foto.mail.ru/inbox/mashmex/72/i-79.jpg
Шаговый двигатель FL57STH (http://stepmotor.ru/stfl57sth.htm) -(57) (3.9 - 18.9) (1.8)
Шаговый двигатель FL57STM (http://stepmotor.ru/stfl57stm.htm) -(57) (3.9 - 18.9) (0.9)
Шаговый двигатель FL57ST (http://stepmotor.ru/stfl57st.htm) -(57) (2.5 - 12.5) (1.8)
http://foto.mail.ru/inbox/mashmex/72/i-78.jpg
Шаговый двигатель FL42STH (http://stepmotor.ru/stfl42sth.htm) -(42) (1.7 - 4.5) (1.8)
Шаговый двигатель FL42STHT (http://stepmotor.ru/stfl42stht.htm) -(42) (0.9 - 1.6) (1.8)
Шаговый двигатель FL42STHM (http://stepmotor.ru/stfl42sthm.htm) -(42) (1.58 - 4.4) (0.9)
Шаговый двигатель FL42STD (http://stepmotor.ru/stfl42std.htm) -(42)(0.53 - 0.7)(3.6)
http://foto.mail.ru/inbox/mashmex/72/i-77.jpg
Шаговый двигатель FL39ST (http://stepmotor.ru/stfl39st.htm) -(39) (0.65 - 2.8) (1.8)
http://foto.mail.ru/inbox/mashmex/72/i-76.jpg
Шаговый двигатель FL35ST (http://stepmotor.ru/stfl35st.htm) -(35) (0.5 - 1.4) (1.8)
Шаговый двигатель FL28STH (http://stepmotor.ru/stfl28sth.htm) -(28) (0.43 - 1.2) (1.8)
http://foto.mail.ru/inbox/mashmex/72/i-75.jpg
Шаговый двигатель PM15/25/35 (http://stepmotor.ru/stfl15pm.htm) -(15 - 25) (0.027 - 0.15) (7.5 - 18)
Шаговый двигатель PMG25/35/42* (http://stepmotor.ru/stfl42pmg.htm) -(25 - 42) (0.15 - 0.55) (7.5)
http://foto.mail.ru/inbox/mashmex/72/i-82.jpg

Появились новые модели ДШР 40,50,56! И драйвера к ним. Только у нас и совершенно новые!
мы предлагаем вам возможность купить все это у нас по низкой цене и с высоким качеством!
Вам не придется долго ждать товар тк у нас есть склад! Имеется представительство в Москве!
Также имеются значительные скидки на оптовые поставки и скидки постоянным клиентам!
Подробней о нас на Шаговые двигатели и не только! (http://stepmotor.ru) и по тел.
+7 (812) 327-13-88 (доб 106)

Ewgen72
12.09.2006, 16:32
Разобрал я 2 флопа в одном большой мотор с 5 проводами в другом маленький но как рекомендовано выше с 6 проводами но что-то сомнения мучают что такой маленький мотор будет крутить монтировку.
кто уже сделал привод посмотрите это те моторы или нет?

Дядя Вова
12.09.2006, 22:15
Разобрал я 2 флопа в одном большой мотор с 5 проводами в другом маленький но как рекомендовано выше с 6 проводами но что-то сомнения мучают что такой маленький мотор будет крутить монтировку.
кто уже сделал привод посмотрите это те моторы или нет?
Вы смотрите очень старую ветку! На Звездочете (http://www.astronomy.ru/forum/index.php/topic,2847.0.html) много информации, Астроника (http://www.astronica.ru/index.php?id=62)